Художник и дизайнер Доминик Имбер о дизайне
16 / 01 / 2020
ДОМИНИК ИМБЕР
Художник, дизайнер, гуманист и визионер
Доминик Имбер, создатель Focus, родился в Монпелье на юге Франции в 1940 году. Изучив литературу в Лондоне и Париже, он, как он выразился, «случайно» стал этнологом на Аляске и помощником шеф-повара в Манхэттен, прежде чем получить докторскую степень по социологии в Сорбонне и стать профессором истории в парижском лицее. Проучившись четыре года, он решил, что предпочитает придавать форму металлу формовке юных умов, и бросил доску для наковальни и сварочной горелки.
Спрятавшись в предгорьях Севенны, в средневековой деревне к северу от Монпелье, он с энтузиазмом воспринял свое новое призвание: ковку, сварку и лепку, нагрев и формование металла. Что заставило его бросить вызов таким элементарным элементам?
- Я не учился в школе дизайна.
- Я не изучал архитектуру.
- Я никогда не брал ни одного урока рисования в своей жизни.
- Я не изучал живопись, скульптуру, изобразительное искусство или историю искусств.
- Я не делал ничего из этого.
Однако я научился мыть посуду у греческого повара в индийском ресторане в Лондоне в течение нескольких долгих месяцев. Я также изучал этнологию и провел некоторое время на Аляске с инуитами. Я получил докторскую степень по социологии в Сорбонне в Париже («Влияние эстетического поведения человека на рабочем месте»), после чего я стал профессором истории в лицее в Париже.
Так, когда Focus присуждается Национальная премия за творчество французским министром торговли (Париж, 1995 г.), или когда я вижу наши камины, выставленные в Музее современного искусства в Бордо, Гренобле или Стокгольме или в Гуггенхайме в Нью-Йорке; когда мы выиграем золотые медали «Trophées du Design» (Париж, 1994, 1997, 2001 гг.) или получаем приз за инновации на выставке Batimat (ноябрь 1999 г.), или когда лорд Норман Фостер просит меня спроектировать для него камин, я задаюсь вопросом, почему?
Интересно, что случилось - возможно, когда я был маленьким, как Обеликс, я попал в волшебное зелье «дизайн». Я серьезно спрашиваю себя, может быть, в конце концов, на самом деле лучше не ходить в школу и, таким образом, учиться всему, открывая это для себя?
Могу сказать одно: когда я был подростком, отдыхая в деревне, я проводил большую часть своего времени, делая мебель из железа в кузнице деревенского кузнеца. Я также делал из стали формы, которые я не смел называть скульптурами. Этот вирус внезапно завладел мной снова в возрасте 27 лет. Я впоследствии покинул Париж и основал собственную мастерскую на юге Франции.
Сегодня, несмотря на то, что на Focus работает около ста человек, а на экспорт приходится более 50% нашей продукции (включая Западную и Восточную Европу, Японию и Соединенные Штаты), мы все еще пытаемся избежать двойного давления моды и рынка. Мне чрезвычайно повезло, что я могу продолжать следовать своей интуиции и работать ради удовольствия.
Именно благодаря созданию я начинаю понимать, что я ищу. Меня интересует то, что движет мной, и я двигаюсь открытием, скрытым в глубинах определенных форм и углов, внутренней жизни, души материала. Речь идет о раскрытии измерения вне холодного, расчетливого и обычного контекста нашего окружения. Я получаю огромное удовольствие, узнавая значение форм, скрытое значение, чувство поэзии.
Без поэзии мы существуем без жизни.
Для меня дизайн - это выражение напряжения между поэзией и полезностью, между искусством и функциональностью, между эмоциями и рациональностью.
ТВЕРДАЯ ВЕРА В СЛОГАН «СДЕЛАНО ВО ФРАНЦИИ»
Фокус остается там, где он начал свою жизнь, в деревне Виоль-ле-Форт на юге Франции, в каменном доме, отремонтированном Домиником Имбертом. Именно здесь он создал самый первый Antéfocus, и сегодня это головной офис компании. Это также мастерская (L'Atelier Dominique Imbert), где модели Focus задуманы и спроектированы.
Именно из этой средневековой деревушки посреди средиземноморской гарри, Focus экспортирует свои камины по всей планете.