Викторианский стиль и мебельное искусство

30/07/2014 Английский дом с его укладом и дизайном всегда вызывал значительный интерес среди наших соотечественников. И одна из главных причин для этого – традиционность, умение англичан сохранять вековое наследие предков и с успехом воплощать его снова и снова в собственных домах. Так появился английский стиль.
Стиль, как и положено, складывался постепенно, учитывая местные особенности и характер англичан, оторванность от континента, привычки, колониальные войны.
Эволюция английского дома началась в 16-17 веке, когда старинные замки-крепости, с продуманной системой обороны: высокими стенами, рвами и амбразурами, стали превращаться в поместья. постепенно на смену крепости приходит особняк, более комфортабельный и пригодный для жизни. С большими окнами, парадными лестницами, вентиляцией и отоплением. В страну хлынули достижения Ренессанса.
Вокруг особняков разбивают роскошные сады и газоны.
Одновременно и очень кстати в страну нахлынули эмигранты (фламандцы, которые спасались от гонений испанской инквизиции). Их вкус, темперамент и талант дали новый толчок в развитии декоративных элементов дома. Стены стали закрывать накладными панелями из дерева и украшать резьбой. В парадных залах демонстрировались портреты родственников, гобелены, охотничьи трофеи и оружие. Гордостью хозяев дома была белая лестница в холле с резными перилами и скульптурами. Чем шире и шикарнее она выглядела, тем лучше.
Именно фламандцы привезли в Англию свою манеру строить дома с фахверками – колоннами и балками, которые так выигрышно смотрятся на фоне белой штукатурки.
Итак, за два века английский дом претерпел значительные изменения. И в 19 веке складывается образ английского дома викторианской эпохи. Это небольшое поместье, которое могло располагаться как в деревне, так и в городе.
Комнаты стали меньше, камернее, их заполнила мебель красного дерева, сделанная на заказ у таких мастеров как Чиппендейл и других. В моду вошел китайский, а потом и английский фарфор, японские ширмы, плетеная мебель, ковры, акварели, гравюры и пейзажи. В интерьере стало много тканей – шторы, чехлы на стульях и диванах, подушки, пледы, абажуры. Повсюду чувствовалось влияние восточных колоний.
Даже традиционный камин перестал быть огромным монстром высотой в несколько метров, стал меньше и уютнее.
Этот эстетический феномен можно назвать «викторианский стиль». Английский консерватизм, английское промышленное и военное могущество, амбиции мировой супердержавы – все, что сегодня ассоциируется со славой Англии и незыблемостью ее традиций, да и само понятие Good Old England принадлежат викторианской эпохе. В английской мебели XIX века можно найти следы всех этих обстоятельств.
Рост населения, развитие массового производства и сбыта обусловили спрос и предложение практичной и недорогой мебели, и во множестве мебельных торговых домов и магазинов были представлены на выбор целые готовые гарнитуры. Место стула как самого важного типа мебели в викторианскую эпоху заняло большое кресло, а также всевозможные обитые диваны – в них эпоха упражняется в изобретательности. Типов диванов в ходу огромное количество, самых разных форм и назначений, гораздо больше, чем можно вообразить или встретить сейчас. В 1828 году запатентован принцип пружинного матраса, что привело к революции в мягкой мебели – пружинными делаются не только сиденья, но и спинки, мебель становится очень комфортабельной, но все более пухлой, аморфной, видом напоминая стеганое одеяло; возникает характерный викторианский эффект «перенаполненности». Техника обивки требовала большого мастерства, хотя деревянные части, из красного дерева или ореха, уже изготавливались машинным способом. К середине века в некоторых вещах открытая фактура дерева, любимый английский show-wood вообще исчезает, мебельные конструкции скрываются под сплошной обивкой и бахромой и сводятся просто к стальным рамам, что удешевляет производство.
Перенасыщенность декором, обивка ярким шелком или бархатом, тяжеловесная эклектическая пышность – это викторианский вкус в мебели, порождение процветающей империи, тиражируемое каталогами, празднующее триумфы на Всемирных выставках, первая из которых прошла в 1851 году в Лондоне. Она была названа «Великой».
Правда, у пресыщенности сразу же появилась альтернатива. Уход от прогресса и техницизма, возвращение от массового производства к ремесленному труду, от всеядности эклектики к «истинным» материалам и техникам, средневековой чистоте линий. Искусствовед и критик Джон Рёскин в своих книгах утверждал ценность готики, призывал к структурной ясности и принципиальной правдивости в отношении материалов. В изобразительном искусстве созвучной этому была эстетика прерафаэлитов. В 1861 году художник и писатель Уильям Моррис (1834–1896) основал знаменитое художественное объединение «Искусства и ремесла», переросшее в серьезное движение.
Основным его принципом было возрождение художественного ремесла в его средневековом понимании, производство вещей вручную небольшими товариществами художников-мастеров с применением старинных методов и использованием истинно английских материалов. Славу ему принесли массивные и эффектные вещи, вдохновленные французской и английской средневековой мебелью, украшенные железными накладками, расписанные Данте Габриэлем Россетти и другими художниками-прерафаэлитами, входившими в объединение Морриса. Исследовалась не только историческая, но и традиционная, народная мебель, в которой средневековье сохранялось на генетическом уровне. Цель – достижение простоты, удобства и низкой цены (последнее плохо получалось). Фирма «Morris & Co» просуществовала до 1940 года и в общем придерживалась изначальных идеалистических принципов.


Похожие статьи:

Вернуться к списку статей

 

Парковка

Для вашего удобства на прилегающей территории организована парковка.
Адрес парковки: Болотная наб.3 стр.1 (на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала)
Дополнительная информация по телефону: +7 (495) 902 60 60