Камины братьев Адам. Английский неоклассицизм

24/08/2014

Роберт Адам – архитектор из Шотландии из династии палладианцев Адамов, крупный представитель британского классицизма ХVIII века, благодаря ему родилось новое направление – неоклассицизм. Работал вместе с братом, Джеймсом Адамом.

камин классикаРанее считалось, что кухня является единственным помещением, которое не требует дополнительного обогрева и источника тепла. В английских домах прислуга спала под кухонным столом, согреваясь теплом от остывающей печи. К началу 1750-х годов приготовление еды уже не было процессом, который происходил только на открытом огне. В новых английских домах для этого применялись изысканные каминные решетки из стали. Они отличались изысканными очертаниями и были красивым украшением кухонного пространства. Но это касалось только богатых благородных домов, в старых же домах, которых было большинство, вплоть до ХХ века продолжали готовить при помощи открытого очага. Некоторые даже продолжали пользоваться им до середины ХХ века. Говоря о каминах Адама, можно отметить их изысканную простоту внешнего вида, но этим они и были прекрасны. Характер цветовой отделки камина и рациональность применения неоклассического орнамента – скромного и простого были заменены особо пышным декорированием. Такой стилевой подход можно сравнить со стилями палладианства и рококо.

Ранее были популярны камины, которые имели крупные барельефы и масштабные украшения. Камины Адама же стали отличаться мотивами украшения в мелком масштабе. Такие мотивы получили распространение не только благодаря братьям Адамам, но и благодаря таким известным личностям как Стюарт и Реветт. Особенной популярностью отличались вазы и изящные гирлянды, а также античные фигуры на корпусах каминного портала – такая композиция и сейчас пользуется спросом при выборе классических порталов. По прошествии 1760-х годов Роберт Адам стали применять в качестве каминных опор для полок фигуры кариатид.

Кариатиды – это статуи, с женскими очертаниями и одеждой, были введены в употребление при спросе на древнеримское зодчество. Кариатиды заменяли собой колонну или пилястру камина.

портал классический каминаМожно сказать, что Роберт Адам открыл мир античности с совершенно другими гранями. В последней трети ХVIII века была введена новейшая палитра цветов, которая была «открыта» среди руин Древней Греции и Рима. К таким оттенкам можно отнести совершенно новые, которые ранее не применялись при изготовлении облицовок камина. Это сиреневый цвет, насыщенно голубой и розовый, зеленый, черный, терракотовые сложные оттенки. Очень популярна была комбинация терракотового цвета и черного.

Почти за сорок лет до братьев Адамов многие мебельщики и производители каминов стали отказываться от темной древесины. Она стала ассоциироваться исключительно с XVII веком. Адамы подбирали более светлые тона древесины. Был, к примеру, популярен такой образ: белые портал с золотистыми орнаментами. Это светлый и очень красивый образ, который мгновенно полюбился многим. Причем цвет был не ярко-белым, не ослепляющим, которые мы сегодня любим и ценим. Белый оттенок братьев Адам был серовато-белым, чем обычным белым, который мы знаем. Сегодня такой цвет можно назвать «с легким оттенком старины». Даже чисто белый оттенок, который ценился в георгианскую эпоху, стал под воздействием различным масел, желтоватым. Масло обычно было льняным – оно лучше всего делало желаемый оттенок белого портала, превращая его в совершенное великолепие. Легко-бронзовый оттенок – так его можно назвать. Масло применялось для того, чтобы связать между собой пигменты. Яркие оттенки белого, которые активно применяются сегодня – это белоснежные цвета, белые с голубым налетом, в георгианскую эпоху были совершенно неприемлемы. Не было технологий, благодаря которым можно было получить такие оттенки и, тем более, продлить им жизнь.

Как получали необходимые пигменты?

классический интерьер с каминомВ ХVIII веке гипсовые стены и потолки стали окрашиваться недорогой тамперой белого цвета. Ее состав был такой: большая часть мела, который был замешен на специальном клею. Для внутреннего оформления применялась белая краска, она была масляной, на свинцовых белилах. Такая краска имела такие отличительные свойства, как повышенная стойкость по сравнению с тамперой – за счет наличия в составе мела такая краска осыпалась и держалась мало. Сегодня такую краску можно назвать совсем непрактичной, вряд ли ее кто-то стал применять вообще из-за недолговечности такого ремонта. К тому же, тампера растворялась в воде. Когда готовились свинцовые белила, которые служили не только как краска, но и как основа для разнообразных масляных полотен, это производство было очень грязным и, что намного хуже, - опасным для здоровья.

Чтобы получить высокотоксичный пигмент, большие лист свинца помещали в уксусный раствор. В результате этих манипуляций получался необходимый пигмент, который причинял большое количество проблем со здоровьем рабочим. Далее полученный пигмент необходимо было смешать с льняным маслом, чтобы в итоге получилась конечная краска, к которой очень часто добавляли немного скипидара, чтобы придать матовый оттенок изделию – для того также, чтобы оно выглядело как самый натуральный камень. Матовая отделка при этом была очень популярной в Великобритании, в то же время в Америке для оформления интерьеров на протяжении всего ХVIII века оставалась популярной краска глянцевого характера. К слову отметить, более чопорная Великобритания всегда была элегантной, ведь матовые оттенки и остаются именно такими.

Кроме белого оттенка в оформлении порталов камина часто использовали более темные тона. Белый цвет считался элитным, но в основном применялись «простые» тона. К таким цветам можно отнести различные оттенки камня, серый или свинцовый цвет, тускло коричневый оттенок или оливковый, традиционные древесные оттенки. К ним можно отнести дуб, орех или шоколадные оттенки. Такие тона также часто применялись для окрашивания плинтусов, а также для внутреннего оформления дверей и проемов. Сегодня вряд ли такие оттенки можно назвать очень простыми, наоборот, шоколад и орех, как оттенки, благородны. Существовал еще ряд более дорогих оттенков по сравнению с «простыми» тонами. К таким оттенкам можно было отнести ярко-зеленый, цвет неба, лимонный, розовый, цвет соломы. интерьер с камином классикаТакие краски часто изготавливались с применением более дорогих масел. Цена здесь также могла варьироваться в зависимости от степени трудоемкости и дороговизны, чтобы получить главные пигменты. Среди очень дорогих красок популярными были ультрамариновые тона, очень яркий и голубой цвет, который очень часто получали из лазурита и смальты. Несомненно, такое производство было очень дорогим.

Но далеко не все архитекторы использовали в XVIII веке неоклассические цвета. Они продолжали традиции, применяя такие оттенки как ярко-зеленый и темно-желтый, также популярными были такие тона как комбинация серого и белого. Однообразные и уже известные оттенки могли выгодно контрастировать с неоклассическими тонами. Эти тона отличались яркостью и неординарностью, как раз их ввели в применение братья Адамы. Благодаря им цвета вошли в моду. Эти живые и смелые тона внести новую волну и завораживающий дух в интерьер любого дома. Эти оттенки были уже перечислены выше, но повторимся: к ним относятся насыщенные сиреневые тона, розовые и зеленые. Но такие тона продолжали недолгое время соперничать с гипсовыми камеями и медальонами. Многие дизайнеры и декораторы эпохи Адамов применяли множественные достоинства новых оттенков, но не забывали и старые добрые цвета. Как, впрочем, и сами Адамы.

Можно отметить, что богатая и изобретательная планировка обеспечила появление новых оригинальных форм и деталей оформления помещения в целом. Были заменены простые очертания комнат прямоугольных, которые были популярны в георгианскую эпоху. 

традиционный портал

Камины, потолки, ковры, многочисленная мебель, а также более миниатюрные детали: ручки дверей и мебели, подсвечники, были всегда задуманы как часть элегантного разнообразного замысла, также это была часть высоко утонченного замысла декоративного характера. 

Братья Роберт и Джеймс Адамы всегда утверждали, что в Англии с их помощью был совершен переворот во всей системе изящной архитектуры, было внесено новое понятие искусства архитектуры. Такое заявление самих братьев нельзя назвать преувеличением. Вместо очень крупных масс с небольшими отдельными акцентами в виде, к примеру, дверных отсеков, плафонов и каминов, братья часто использовали достаточно плоские поверхности, которые были затянуты единообразными орнаментами. Поэтому был в моде плоский потолок без кессонных деталей. Такой подход хорошо имел соотнесение с поставленной задачей, которую ставили перед собой браться Адамы. Задача была такова: необходимо было вписать в интерьер уже сложившийся ансамбль. Таким методом получили жизнь и увидели свет три творения Адама: Сайон-хауз, Келдстон-холл, Остерли-парк. Эти интерьеры се относятся к 1760-м годам. В них Адам освободился от своей нерешительности, которая присутствовала ранее: интерьеры были блестящими, отсутствовал тяжеловесный эффект деталей. Стиль, излюбленный Адамом, основывался на гротеске, была употреблена любимая гамма цветов: бледно-зеленый и голубой, а также розовый фон с включениями небольших, но очень живописных панно.

Новые веяния и новые архитекторы – это всегда хорошо. Адамы же внесли немалую долю в архитектуру ХVIII века в Англии. 



Похожие статьи:

Вернуться к списку статей

 

Парковка

Для вашего удобства на прилегающей территории организована парковка.
Адрес парковки: Болотная наб.3 стр.1 (на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала)
Дополнительная информация по телефону: +7 (495) 902 60 60