Изящные очертания обычной печи

15/08/2014

камин из майоликиЕще с давних пор человек уделял много внимания внешнему виду печи и камина. Вся отделка, красота форм и обилие всевозможных деталей делали внешний вид более совершенным, а образ законченным. К тому же, такой камин мог в большей мере украсить любой дом, сделать интерьер более интересным и слаженным. А камин, который соответствовал интерьеру – это отличный вариант, который сумеет сделать образ всего дома еще лучше. Специальная разновидность керамической плитки, называемая в русском языке изразец, а в европейском варианте – кафель, стала вполне отличным вариантом для украшения внешнего вида камина. Однако раньше изразцы были весьма дорогими, и иметь в доме печь, облицованную в таком плане, мог далеко не каждый. в самом начале, когда только появилась идея обрамления печей таким способом, они устанавливались только в дворцах и соборах, домах богатой знати и бояр. Сегодня такие печи являются истинной, музейной ценностью, которую уберегают, хранят воспоминания о ней, это шикарный образ, который до сих пор ценится.

Для простых горожан и для обыкновенных крестьян раньше отделка изразцами была чем-то запредельным, истинной роскошью. Поэтому в домах крестьян стояли обычный кирпичные печи, с побелкой, которые украшались не так, как это делалось для каминов в домах богатой знати.

Можно отметить, что сегодня нас захлестнула совершенно новая волна увлечения каминными изразцами: многие снова стали приобретать каминные печи, которые облицованы шикарными изразцами разнообразных расцветок. Сегодня многочисленные компании пытаются отдавать дань традициям, изготавливая изразцовые печи, исходя из опыта мастеров.

Майолика в отделке каминов

камин с красными изразцамиСтарые традиции в изготовлении совершенной майолики с многими цветами в отделке пытаются дополнить разнообразными чудесными современными разработками, увеличивая прочность и долговечность изделия, но при этом внешний вид с прекрасными очертаниями никак не видоизменяя. Техника нанесения майолики, можно считать, является достаточно молодой. Многоцветная появилась 50 лет назад, и до этого техники нанесения краской по типу майолики вообще не существовало. Но всеобщий расцвет майолики можно отнести ко второй половине ХVII века, но позднее она стала немного вытесняться такими материалами как фарфор и фаянс. К сожалению, постепенно случалось так, что техники исполнения майоликой терялись. Изразцовое искусство было направлено на упрощение техники, в результате чего производство подешевело, а техника нанесения стала более однообразной, по сути, стала обыкновенным технологическим процессом.

Майоликовые изразцы имеют сложную технологию изготовления, которая специально изучается мастерами как особое направление. Изразцы из майолики изготавливаются из красной глины. Потом они обильно покрываются разными эмалями и глазурями. Перед тем, как послать изделие на второй обжиг, наносится сложный декоративный рисунок. Делается это поверх сырой и белой эмали.

Чтобы изготовить изразцы из майолики наиболее правильно и достоверно, требуется в точности соблюдать технологический процесс. А также необходима особая пунктуальность, чтобы все наиболее правильно исполнялось и в надлежащем высоком качестве. Дело начинается с изготовления глиняной массы, которая обязательно вручную формуется в гипсовые формы, а затем укладывается на стеллажи. Делается это для того, чтобы выполненные заготовки сохли, приблизительно по времени это 5-7 дней. Во время своей сушки изделие может потерять до 15% влаги – этого и добиваются. В связи с этим они уменьшаются в размерах, так как на стадии формовки необходимо сделать корректировку, чтобы плитка хорошо усела. После того, как изделие обсохнет до нужной формы, производится обрезка или обточка для того, чтобы оно приобрело тот или иной внешний вид. Следующая стадия называется ангобировка. Ангобом называется специальный состав, по консистенции напоминающий сметану, так называемый раствор глины. Чаще всего применяется именно белая глина. Черепок обязательно должен покрываться белым ангобом, а после этого отправиться на свой первый обжиг. Обжиг производится на современном производстве в муфельных печах, занимает это от 4 до 8 часов и происходит в повышенном температурном режиме. Муфельные печи сейчас, разумеется, электрические, а обжиг происходит под руководством современной электроники. То есть процесс, по больше части, автоматизирован. Итак, обжигов всего три, но каждый из них должен протекать под определенным температурным режимом.

камин для домаПосле того, как первый утильный обжиг совершен, перед взором мастера оказывается первичная заготовка или утиль – она и поливается сырой эмалью. И только после этого художник может начать производить роспись, плитка расписывается кистями. Роспись по сырой эмали очень сложна и требует определенных навыков, чтобы в итоге получилось идеальное видение вещей. Роспись таким методом сложна еще и потому, что исключаются всяческие исправления. Поэтому мастерство художника должно быть достаточно совершенным, чтобы выполнить такую работу наиболее правильно. Некоторые краски, которые здесь применяются, часто проявляются только после обжига – такие свойства они имеют, поэтому, по сути, даже не видно, что рисуется – вот так и должен работать мастер – нужно следить за тем, чтобы получился именно такой рисунок, какой и хочется увидеть. Но чтобы художнику запомнить, какие краски и куда он нанес, в состав добавляются специальные чернила, которые во время обжига испаряются. Но мастер должен обладать еще и воображением, чтобы представлять то, что он рисует, видеть, что в итоге должно получиться. Окончательный цветной вариант станет заметен только после обжига – в этом и заключается главная сложность мастера, который наносит рисунок.

Если конструируются рельефные изразцы, то необходимо сначала изготовить модель из пластилина, а потом гипсовую форму, и только по форме станет делаться заготовка. Изразцы рельефного типа часто покрываются только одноцветными эмалями, которые носят название – поливы. После второго запланированного обжига изделие изразца покрывается надглазурной краской – делается это в соответствии с определенной запланированной программой, благодаря которой ясно, что хочется получить в итоге, какой рисунок и внешний вид будущего изразца для печи. Для того, чтобы изразец блестел, необходимо покрыть поверхность люстром – это своего рода лак, но только который выдержит высокие температуры и перепады температур. И только после третьего обжига изделие изразца предстанет в уже окончательном сформировавшемся виде, в такой задумке, которая была изначально, если, конечно, все получилось.

печь для домаШирокое применение также получила еще одна техника покрытия цветными ангобами и глазурями с цветом. Благодаря этой технике на изразец можно будет нанести более сложные узоры и орнаменты. Здесь глиняный черепок будущего изразца изначально покрывается цветным ангобом. Для обозначения границ цветов делается особое разделение впадинками или бугорками. Такая техника получила название контурной, с ее помощью можно получить изразец с особым рельефом и сложными красивыми цветами.

Современные мастера совершенствуют процессы изготовления, и поэтому к традиционной схеме выполнения изразцы были внесены дополнения. Дополнения внесли немало удобства в монтаж и последующую эксплуатацию изделия. Инновации заключаются вы применении маленькой румпы – традиционно раньше применялась достаточно большая румпа. Маленькая румпа по размеру позволяет осуществлять облицовку каминов и печей в более труднодоступных местах. Таким образом, изразец может применяться даже там, где это раньше было невозможно. Можно ими отделывать разнообразные ниши, углубления в камине.

И это искусство изразца нельзя назвать просто прикладным искусством, это целое ответвление, масштабной производство, благодаря которому можно получить совершенное обрамление в виде каминов и печей. И не нужно неверно думать о том, что изразцы – это отдельная каминная часть. Напротив, она составляет неотъемлемую часть самого камина. Все составляющие камина – это часть одного большого организма. Иногда изразцы кладутся на печь именно во время ее строительства – так требует некоторые условия и технологические этапы. Обычный многоцветный изразец из майолики превратит самую обычную печь в настоящее произведение искусства.

Во все времена изразец был именно печным. Как украшение каминов изразец стал применяться намного позже – во второй половине ХIX века. Именно тогда стали изготавливаться камины, которые внешне еще были похожи на массивную печь, но уже стали менять свои формы в сторону большей элегантности.

И внешний вид камина навеян был идеями по внешнему виду обыкновенной печи. Облицовка из многоцветных изразцов изысканно дополнила общий каминный образ. И камины стали устанавливаться не только около стены, но и по центру помещения, служа разделением между комнатами.

Изразцы: от истоков и до современности

камин с майоликойЕще издавна считалось, что украшать камины при помощи изразца мастерам помогают сразу четыре стихии: огонь, воздух, земля и вода. И это на самом деле так: чтобы изготовить керамику, берут лучшую глину, которая олицетворяет землю. Глина смешивается с водой, сушится на воздухе, а потом «запекается» в печи. Керамика вообще отличный вариант облицовки для печи – она не станет обжигать, а лишь мягко будет отдавать свое тепло помещению. Функциональность подобных отопительных приборов проверена веками, а значит, можно с полной долей уверенности доверять им, тем более, что они имеют очень красивые внешние данные.

В Росси первые изразцы появились достаточно давно. В Х веке они были похожи на обычную посуду из керамики. Их изготавливали из глины, обжигали и встраивали в верхнюю часть свода печи. Делалось это для того, чтобы улучшить теплоотдающие характеристики печи.

Только в XIV веке в обиходе появились изделия, имеющие квадратную румпу – это такой способ крепления к поверхности печи или самой стены около печи.

Сегодня изразцы можно считать совершенным методом оформления печей и каминов, который изучен по максимуму и проверен веками. 



Похожие статьи:

Вернуться к списку статей

 

Парковка

Для вашего удобства на прилегающей территории организована парковка.
Адрес парковки: Болотная наб.3 стр.1 (на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала)
Дополнительная информация по телефону: +7 (495) 902 60 60