Гжель. Истинный дух каминной эпохи

14/08/2014

Массивная печь по технологии "гжель"Гжельские традиции сегодня являются очень популярными, и не только в России, но и в других странах. Гжель представляет собой нарядную цветную роспись с майоликой разных цветов, это направление уже стало интересным дополнением любого стиля, и он подходит для тех, кто любит неординарные стильные очертания, изделия с богатой фантазией, интересные композиции. Гжель является колыбелью и главным центром образования русской керамики. Именно в России формировались самые лучшие черты такого народного искусства как гжель. Несомненно, гжели очень много лет. Но сколько же ей лет на самом деле? На территории гжели проходили массовые раскопки, и было обнаружено, что гончарное ремесло здесь существовало еще с XIV века. И совсем не удивителен этот факт, так как гжельская земля издавна была богата лесами, реками и величественными глинами лучших сортов, которые шли на изготовление прекрасных каминных облицовок. То есть можно отметить, что гжель знакома нам уже 6 веков, и за это продолжительное время она пережила несколько периодов, видоизменяясь и дополняясь.

На протяжение столетий гжельские умельцы продуктивно изготавливали предметы ежедневного обихода, изразцы и черепицу. В конце XVIII века стала популярна майоликовая посуда, которая изготавливалась в этой же провинции. 

гжельский промысел печь

Посуда представляла собой изделия из цветной глины, на корпусе имелась яркая роспись с множеством нанесенных цветов – и все это на белоснежной эмали. В XIX веке гжельские умельцы научились работать по другой технологии: выпускался полуфаянс, затем – фаянс. Но все это были подготовки перед выпуском и умением производить фарфор. Особенный интерес вызывали изделия, которые были расписаны в один цвет. Это наносилось синей краской кистью, очень отчетливо была видна графическая прорисовка каждой детали. В те времена выпуском фарфора и санфаянса занимались многочисленные предприятия и заводы.

Конец XIX – начало ХХ века ознаменовались эпохой жесткого кризиса и приостановлением всех работ по изготовлению гжельской керамики. Но возрождение процесса изготовления керамики все-таки произошло: и случилось это внезапно – мастера стали искать свой стиль, новый, необычный и красивый. Но все это случилось не сразу: потребовались годы для поиска нового направления, неустанная и очень кропотливая работа. Стали обучаться новые мастера, которые стремились завоевать славу на этом поприще и добиться хоть каких-то успехов. Многочисленные усилия все-таки увенчались успехом. В 70-х годах ХХ века родилось предприятие под названием «Гжель». Под этим названием объединились мастера из нескольких деревень. Работа проводилась в соответствии с богатейшим опытом художественных традиций народного промысла, который образовался в древности. Сохраняя давние традиции, создавались и новые формы, образы, живописные рисунки и традиции, которые очаровывали многих своими исключительными данными.

Высокохудожественные камины и печи

майолика гжельВ конце 80-х годов в составе все того же творческого объединения отделилась еще одна творческая группа, которая стала заниматься немного другим направлением. Это было массовое производство, которое стало заниматься разработкой и исполнением произведений больших размеров. Эти произведения создавались из фарфора и шамотной массы. В результате получалось производить оформленные с высокой долей художественности камины и печи.

С этого времени в компании было разработано до 150 моделей печей, они имели разные формы и размеры, а также оформление. Тематика оформления причем была совершенно разной, но каждая печь имела какую-то задумку, которую потом воплощали в виде рисунка. Но помимо печей создавались под эгидой «Гжель» еще и многочисленные светильники, напольные вазы. Стоит отметить излюбленные тематики, которые часто наносили мастера на печи и камины: флора и фауна, архитектура и темы русских сказок.

Замечательным украшением камина были рельефные изразцы с изобразительными мотивами. Такие материалы органично дополняли весь каминные образ. Но у камина в оформлении имелся смысловой центр – это панно, которое имело тематическую роспись, а вокруг него наносился повторяющийся орнамент, который был выбран для данного камина. Иногда оформлением служили ажурные ряды балясин, ниши и оригинальные скульптуры. Для одного камина могли служить оформлением несколько моделей изразцов: они были гладкие и рельефные, объемные и граненые, изразцы также могли быть разной формы, квадратные или удлиненные. Большинство изразцов служили основой, площадкой для росписи, но некоторые могли выстраиваться в архитектурные детали: разнообразные по форме и величине колонны, балясины и карнизы, а также фигурные фронтоны.

рисунки на печи гжельВсегда источником вдохновения для истинного художника было русское прикладное искусство. Поэтому в декоре каминов узнавались русские, узнаваемые мотивы и любимые персонажи. А народ издавна любил сказочных зверей и птиц, русские храмы и красивейшие русские города с главными достопримечательностями. Композиции ориентального характера отличаются звучным и достаточно четким ритмом. Ритмы, словно снежное кружево, искрятся на поверхности камина, внося свои особенные очертания. Белая поверхность фарфора – это замечательная площадка для воплощения фантазий. Часто в оформлении каминов использовали тематику с изображением различных цветов, полевых трав. Распространены были и сказочные, фантастические мотивы, они в особенности ценились многими восторженными ценителями. Художников привлекали не только русские мотивы, но и восточные, которые привлекали своими нестандартными и оригинальными очертаниями.

Автор камина проектировал свои изделия с тем расчетом, чтобы они идеально подошли к той или иной интерьерной ситуации. Чаще всего камины изготавливались штучно для конкретного интерьера, поэтому пожелания заказчика учитывались в особенности. Поэтому каждый камин мог отличаться от другого по своим конструктивным особенностям, детали и внешний вид были совершенно разными. Но общее правило в оформлении каждого камина все-таки было: камины обладали стройной конструкцией, были монументальны и декоративны на высшем уровне.

Чтобы изготовить камин и оформить его – это занимало немало времени. Процесс был достаточно трудоемкий и долгий. По схеме осуществлялась кладка камина и его облицовка. Этот процесс мог занять приблизительно две недели, а отливка, роспись, качественный обжиг каждого изразца могли растянуться еще на полтора месяца. Для изразцов изначально были разработаны четыре главных модуля. 

Печь от гжельских мастеров

Были квадратные и прямоугольные – самые популярные модули, а также применялись и треугольные с восьмиугольными модулями. Различные карнизы, балясины и плитка – также были достаточно хорошим выбором и смотрелись шикарно. Разнообразные карнизы с балясинами и керамическая плитка также имели стандартные формы и очертания, отливаясь на производстве.

Как же изготавливалась модель изразца? А это нехитрый и достаточно хорошо отлаженный процесс. Модель изразца изготавливается из модельного гипса. С гипсовой заготовки делается рабочая форма для того, чтобы отливать изделия. Фарфоровые же изделия производятся путем литья – а для этого необходимы гипсовые формы. Жидкую фарфоровую массу или ее еще называют шликер, заливают в специальные формы. Пористый гипс отлично впитывает влагу, шликер в этом процессе постоянно твердеет, что в итоге приводит к тому, что приобретаются очертания той формы, в которой он и находится.

Изделия, которые уже прошли обжиг, художник сразу же расписывает окисью кобальта. 

Он в ходе всего технологического процесса, постепенно приобретает характерный для гжели синий оттенок. 

Традиционная гжельская роспись выполнялась вручную. Это обычно орнаменты растительного и геометрического характера. Быстрые и сочные мазки – это отличительные черты.

Исполнение вручную орнаментов на печах и каминах позволило разнообразить внешние данные, сделать исключительное внесение в интерьер. 



Похожие статьи:

Вернуться к списку статей

 

Парковка

Для вашего удобства на прилегающей территории организована парковка.
Адрес парковки: Болотная наб.3 стр.1 (на стрелке Москва-реки и Водоотводного канала)
Дополнительная информация по телефону: +7 (495) 902 60 60